sintet-maslo-2982Как известно, масла для смазки деталей двигателей внутреннего сгорания получают из нефти. По сложившейся традиции их называют минеральными, как и другие продукты, полученные из полезных ископаемых. В последнее время минеральные масла все чаще заменяют синтетическими. Что же такое синтетическое моторное масло и зачем его понадобилось синтезировать?

Казалось бы, моторное масло, полученное из нефти, хорошо справляется со своими функциями, смазывая трущиеся детали. Однако эту функцию смазки оно хорошо выполняет в довольно узких пределах температур. При снижении температуры воздуха минеральная смазка, как и любая жидкость, густеет и при дальнейшем похолодании замерзает. Запуск двигателя при низких температурах без подогрева становится проблемой.

sintet-maslo-2984При интенсивных нагрузках двигатель сильно нагревается. При высоких температурах вязкость смазки снижается, и, в соответствии с этим снижением, уменьшается толщина пленки масла на трущихся деталях. Силы трения при этом возрастают, что ведет к перегреву. При перегреве минеральное масло начинает разлагаться, образуя нагар. И то, и другое ухудшает его смазочные свойства. В результате двигатель перегревается еще больше и в конце концов заклинивает.

Идеальной моторной смазкой было бы такое масло, которое не изменяло бы своих свойств ни при нагреве, ни при охлаждении и не разлагалось бы при высокой температуре. Но все жидкости густеют при охлаждении, а при нагревании снижают вязкость. Можно ли здесь что-то изменить?

В результате длительных исследований ученые выяснили, что существенно повысить стабильность минеральных масел в экстремальных условиях путем добавления присадок нельзя. Однако синтетическим путем была получена основа для смазки, которая сохраняет свои смазочные свойства и при низкой, и при высокой температуре. Моторные масла на этой основе стали называть синтетическими.

Сначала синтетическая смазка нашла применение только в авиации из-за высокой стоимости. Авиационные двигатели с такой смазкой отлично запускались при температуре – 40°С и ниже. Традиционное минеральное масло при таких условиях застывает, и насос смазочной системы не может его прокачивать. С развитием технологии стоимость синтетической основы удалось значительно снизить, и во второй половине XX века синтетические масла начинают использоваться в автомобильных двигателях.

Чем синтетическая смазка лучше минеральной? Основное преимущество синтетики – высокая стабильность свойств в широких температурных пределах. Но какая польза от этого владельцу автомобиля?

Во-первых, при низких температурах синтетика не застывает, благодаря чему двигатель запустится и при сильном морозе. При высоких оборотах и температурах эта смазка не разлагается и не теряет смазочных свойств, поэтому перегрев двигателя не происходит и при интенсивной эксплуатации.

Во-вторых, благодаря высокой стабильности свойств накопление механических примесей в синтетическом масле происходит гораздо медленнее, чем в минеральном, поэтому менять его можно гораздо реже.

В-третьих, минеральная смазка в принципе не может сохранять нужную вязкость при высокой температуре, поэтому при интенсивной эксплуатации не выдерживает конкуренции с синтетикой.

Но всегда ли необходимо пользоваться синтетическим моторным маслом? Если автолюбителю не приходится использовать свой автомобиль в экстремальных условиях, может, не стоит синтетику покупать?

Разумеется, если зимой в Вашей местности сильных морозов не бывает, а на высокой скорости ездить не приходится, можно пользоваться и минеральным маслом. Но минеральное масло приходится менять чаще, а износ двигателя из-за нагара будет происходить быстрее.